Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Как вырваться из треугольника драмы и избавиться от сознания жертвы.
"Что такое треугольник драмы? Это дисфункциональная социальная игра, включающая в себя три сменяющие друг друга роли: Жертву, Спасателя и Преследователя. Такой треугольник часто является основной сюжетов мыльных опер, ситкомов, телевизионных драм и фильмов. Там всегда есть Злодей, Жертва и Герой. В этой книге мы описываем, как работает эта социальная игра, говорим о ее социальных последствиях, а также о том, как вырваться из треугольника драмы".
Авторы ссылаются на исследование психолога Роберта Кигана, в ходе которого он опросил тысячи взрослых респондентов, в основном - студентов-второкурсников колледжей. Выяснилось, что более 70 процентов из них чувствовали себя жертвами или активностарались сделать жертвами других. Р. Киган продолжил свои исследования и далее обобщил их результаты, описал пять стадий развития и приблизительный процент населения, которое находится на каждой из этих стадий.
СТАДИЯ 1: МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Люди на стадии часто говорят о вещах, которые с ними случаются, как о «волшебстве», им недостает «позитивного причинно-следственного мышления». Действия людей часто определяются импульсами, очень часты проекции. На этой стадии, в случае проблем и конфликтов, характерно возлагать либо возлагают вину на ситуации или на других людей, которые никак не связаны с источником проблемы.
СТАДИЯ 2: КОНКРЕТНОЕ МЫШЛЕНИЕ. «На этой стадии люди основывают свою реальность на том, что осязаемо, видимо и конкретно». Абстрактные концепции, такие как справедливость или свобода, на этой стадии понять сложно; внимание обращается только на что-либо самое явное и осязаемое. Вещи и явления представляются конкретными измеримыми способами.
СТАДИЯ 3: КРОСС-ОТНОШЕНЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. На этой стадии абстрактное мышление уже возможно. Люди «в состоянии прослеживать взаимосвязь между категориями информации», но все еще склонны видеть мир односторонним (линейным) образом воздействующим на них. В результате они часто склонны думать, чувствовать и действовать так, словно являются жертвами. Стиль мышления «или - или» приводит к тому, что в конфликтных ситуациях они обычно оказываются вовлечены в динамику «жертвы-палача».
СТАДИЯ 4: СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Эти люди способны думать холистично (целостно) и замечать лежащие в основе паттерны мышления, чувств и поведения, которые повторяются в их жизнях и каким-то образом контролируют их. Они могут соотносить текущие конфликты с похожими неразрешенными конфликтами из прошлого. Им под силу понять, что конфликт может повторяться, поскольку что-то из их прошлого способствует этому.
СТАДИЯ 5: ТРАНССИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Люди на этой стадии обнаруживают взаимосвязи между сегодняшними конфликтами и неразрешенными конфликтами из их прошлого. Они также обладают способностью замечать окна возможностей, позволяющие совершать другие выборы, которые изменят ограничивающие их, людей, паттерны. Люди на этой стадии способны прослеживать причинно-следственные взаимосвязи, которые позволяют им справляться с трудноразрешимыми конфликтами в зародыше.
По оценкам Кигана, сделанным на основании собственного и других исследований, посвященных описанным пяти стадиям, около 70% взрослых живут и действуют на третьей или более ранней стадии. Око ло 30% переходят на четвертую стадию или находятся на ней, и менее 1% переходят на пятую стадию или находятся на ней.
https://t.me/psy_anticap/29
Оглавление
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЧТО ТАКОЕ ТРЕУГОЛЬНИК ДРАМЫ
И СОЗНАНИЕ ЖЕРТВЫ?
Глава первая
Наш личный опыт в связи с треугольником драмы
и сознанием жертвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Глава вторая
История треугольника драмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Глава третья
Психологическая игра в треугольник драмы.
Как она работает? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Глава четвертая
Истоки развития треугольника драмы
и сознания жертвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Глава пятая
Вопросы силы и бессилия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Глава шестая
Внутренний треугольник драмы . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Глава седьмая
Религиозные убеждения, благодаря которым
мы попадаем в ловушку треугольника драмы
и сознания жертвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Глава восьмая
Система нужд/долженствований
и треугольник драмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
КАК ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКА ДРАМЫ
Глава девятая
Шаги по выходу из треугольника драмы . . . . . . . . . 141
СОДЕРЖАНИЕ
Глава десятая
Как понять, что вы проецируете . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Глава одинадцатая
Исцеление вашей собственной травмы
развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Глава двенадцатая
Как выйти из треугольника драмы . . . . . . . . . . . . . . 191
Глава тринадцатая
Конструктивный семейный треугольник . . . . . . . . . 201
Глава четырнадцатая
Как взять жизнь в свои руки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости
https://www.koob.ru/uaynhold_b_j/osvobojdenie_ot_sozavisimosti