Альберт Эллис: «Почему эгоизм и самооценка нецелесообразны».
А. Эллис - американский психолог и когнитивный терапевт, автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии (REBT/РЭПТ)
Одна из главных тем книги А. Эллиса «Вредная самооценка. Не дай себя обмануть» - «зацикленность на духе соперничества»
«Человек, который должен постоянно быть на высоте, не просто бросает вызов самому себе и проверяет свои силы (что вполне может быть полезно), но неизменно сравнивает себя с другими с целью их превзойти. Таким образом, он становится ориентированным на других, а не на себя, и ставит перед собой практически невыполнимые задачи (каким бы выдающимся он ни был в той или иной области, скорее всего, найдутся те, у кого получается лучше).
Опираясь на свою пятидесятилетнюю практику РЭПТ и на результаты, полученные в ходе многочисленных исследований иррациональных убеждений, я более чем когда-либо нахожу эту гипотезу правдоподобной. Гиперконкурентоспособность – это общая черта всех «нормальных» «должнонистов» и особенно перфекционистов. Больное условное самопринятие у них встречается гораздо чаще, чем здоровое безусловное. Главным условием для того, чтобы быть «хорошим человеком», по их мнению, является способность достигать неких заметных результатов. Соответственно, для того чтобы быть «лучше» других, нужны выдающиеся результаты.
Строго говоря, такое отчаянное стремление превзойти других и тем самым обрести «лучшую» ценность как личность – это недемократическая фашистская философия. По мнению многих приверженцев фашизма, такие лидеры этой идеологии, как Гитлер и Муссолини, были не просто лучше других, то есть соответствовали неким стандартам по таким признакам, как физическая сила или светлый цвет кожи, а являлись именно сверхлюдьми. Считается, что само их естество было исключительным. Этот взгляд почти диаметрально противоположен концепции безусловного самопринятия, которое не зависит от чего бы то ни было.
Таким образом, перфекционисты, как правило, принимают себя на условиях гиперконкурентного превосходства над другими (и в результате часто не знают, чем они на самом деле хотели бы заниматься) и склонны к фашистскому унижению других. Эти гипотезы, для которых за годы работы я нашел много клинических доказательств, заслуживают внимания исследователей.
…
Упрямое стремление постоянно повышать самооценку обычно происходит из желания производить впечатление «важного» или «достойного» человека. Но такая зависимость от одобрения окружающих часто становится манией, которая заполнят все мысли человека. Вместо того чтобы радоваться жизни, вы будете озабочены тем, что думают о вас другие. Но нравиться всем без исключения практически невозможно.
Даже когда ваша значимость в глазах окружающих неизменно высока, вы в глубине души понимаете, что добиваетесь этого, играя на публику и выставляя свои способности в более выгодном свете. В результате вы начинаете чувствовать себя ненастоящим. По иронии судьбы вы сначала уничижаете себя за то, что не можете.
...
Если вместо того чтобы анализировать свои мысли, чувства и поступки, вы оцениваете свое Я, то загоняете себя в рамки необходимости постоянно доказывать свою добродетель. Но поскольку всегда есть вероятность того, что вы допустите промах, то мысли об этом будут явно или неявно преследовать вас практически неотступно. Это, в свою очередь, приведет к тому, что вы будете балансировать на грани депрессии, отчаяния и чувства стыда, вины и никчемности.
Если самооценка занимает все ваши мысли, то даже тогда, когда она высока, вы одержимы успехом, превосходными результатами и собственной незаурядностью. Концентрация на постоянном преуспевании отвлекает от того, что вы действительно хотите, а также от попыток быть счастливым. Некоторые из самых успешных людей на самом деле глубоко несчастны.
Аналогичным образом, если вы отчаянно стремитесь к тому, чтобы быть лучше, успешнее и важнее других, то вряд ли вам приходит в голову спросить себя: «А чего я действительно хочу? И чего я хочу именно для себя?» Так вы никогда не узнаете, что жизнь может быть в радость.
...
Несмотря на то что самооценка может помогать заниматься творчеством, она чаще приводит к обратному. Если вы зациклены на том, чтобы быть успешнее и лучше других, то ваше стремление к превосходству будет скорее маниакальным, чем сообразным целям творческой реализации в изобразительном искусстве, музыке, литературе, науке и пр.
Самооценка приводит к тому, что вы становитесь сосредоточенным на себе, а не на решении проблем. Считая себя центром вселенной, вы не занимаетесь тем, что на самом деле важно. Вместо того чтобы искать свое призвание, вы концентрируетесь на псевдопроблеме самоутверждения.
Самооценка часто приводит к обостренному чувству осознания себя. Самосознание или знание того, что у вас есть время жизни, которое можно провести в радости или печали, может быть очень полезным. Но в крайних своих проявлениях самосознание превращается в постоянную слежку за собой с целью оценки своей успешности. Такой уродливый перекос понимания свой сущности в сторону контроля над ее проявлениями никого не делает счастливым.
Самооценка приводит к появлению многих предубеждений. В ее основе лежит сверхобобщение: «Поскольку у меня есть одна или несколько положительных (отрицательных) черт, то и я хороший (плохой) человек». По сути, это означает, что вы судите себя по своим поступкам, а значит, и к другим относитесь с предвзятостью за их плохое поведение или черты характера, которые вы считаете низменными или недостойными. Именно это и приводит к нетерпимости по отношению к другим национальностям и религиям в целом и отдельным их представителям в частности.
Самооценка приводит к формированию «должномании». Установка «Я должен критиковать себя за плохие черты характера или неудачи на работе», которая обычно идет в паре с убеждением «Я должен обладать хорошими качествами и добиваться высоких результатов», заставляет вас чувствовать себя обязанным поступать определенным – «хорошим» – образом даже тогда, когда это невозможно.
ПОЧЕМУ ЭГОИЗМ И САМООЦЕНКА НЕЦЕЛЕСООБРАЗНЫ
С какой бы стороны мы ни рассматривали эту проблему, стремление иметь «силу эго» или «высокую самооценку» явно приводит к плохим результатам: мешает жить и быть счастливым. Что еще хуже, оценка эго (или самооценка) никогда не будет обоснованной, поскольку не существует способов определить точный или «истинный» общий балл личности человека. Попытки решить эту задачу не приводят ни к чему, кроме противоречивых и абсурдных выводов.
1. Характер любого человека состоит из неисчислимого множества черт, которые качественно меняются на протяжении всей жизни. Как можно вычислить некий средний балл всей личности, который учитывал бы постоянно меняющиеся характеристики?
2. Человек – непрерывный процесс, личность, у которой есть прошлое, настоящее и будущее. Следовательно, оценка индивидуальности каждого человека может относиться только к «нему», причем только к определенному моменту времени, а никак не ко всей жизни.
3. Чтобы дать оценку всей личности человека, необходимо выставить баллы каждому его качеству, поступку, действию и достижению, а потом каким-то образом вычислить их сумму или произведение. Но в разных культурах и в разное время одни и те же явления оценивались по-разному. Следовательно, дать им оценку, которая хотя бы в минимальной степени будет считаться обоснованной, можно только в данной культуре и в данное время. Но кто будет таким оценщиком?
4. Предположим, у нас есть возможность выставлять обоснованную оценку каждому своему качеству, существующему в прошлом, настоящем и будущем. Но какой математический метод мы будем использовать для вычисления суммы всех значений? Можем ли мы получить «справедливый» балл путем деления на общее количество всех качеств? Уместно ли вычисление среднего арифметического? Использование алгебраических уравнений, геометрических способов, логарифмов? Есть идеи?
5. Чтобы дать общую и точную оценку всей личности человека, необходимо знать все его характеристики, во всяком случае «существенные», и включить их в расчет суммарного значения. Но существует ли способ хоть в какой-то степени познать все качества человека? Все его мысли, чувства? «Хорошие» и «плохие» поступки? Достижения? Свойства психики?
6. Утверждение о том, что человек ничего не стоит или бесполезен, основывается на недоказуемых (и не поддающихся проверке) гипотезах: 1) его никчемность дана ему от рождения; 2) он никогда не сможет приобрести какую бы то ни было ценность; 3) он заслуживает проклятия или вечного наказания за то, что имеет несчастье быть малозначимым. В рамках этой же логики утверждение о высокой ценности того или иного человека будет основано на недоказуемых гипотезах о том, что он 1) наделен ею по своей природе; 2) будет всегда обладать ею, какими бы ни были его поступки; 3) заслуживает обожествления или вечной награды за то, что несет в себе это великое благо. По всей видимости, не существует никаких научных методов подтверждения или опровержения этих гипотез.
7. Постулаты о том, что человек – весь, целиком – ценен или ничтожен, почти неизбежно приводят к циклическому мышлению. Так, если вы считаете себя «стоящим», то будете склонны расценивать свои черты как хорошие и по принципу гало-эффекта придете к ложному выводу о том, что они наделяют вас внутренней ценностью. Точно так же, если вы считаете себя никчемным, то будете относиться к своим «хорошим» чертам как к «плохим», «доказывая» таким образом гипотетическое отсутствие у себя какой бы то ни было ценности.
8. С прагматической точки зрения можно верить в то, что «я хороший, потому что я существую». Но эта избыточная и недоказуемая гипотеза относится к тому же классу, что и столь же недоказуемое (и неопровержимое) утверждение «Я плохой, потому что я существую». Предположение о том, что у вас есть внутренняя ценность, потому что вы живы, может помочь чувствовать себя лучше, чем предположение об обратном. Но с философской точки зрения, оно ничем не обосновано. С тем же успехом можно сказать: «Я чего-то стою, потому что Бог любит меня» или «Я ничего собой не представляю, потому что Бог (или дьявол) ненавидит меня». Такие гипотезы приводят к тому, что мы чувствуем и ведем себя определенным образом, но их невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
Доводы, подобные изложенным выше, могут лечь в основу следующих выводов. (1) По всей вероятности, мы действительно существуем или имеем жизнеспособность на протяжении ряда лет, в течение которых обладаем самосознанием, то есть осознаем то, что мы живы. В этом смысле каждый из нас обладает уникальностью, постоянством или, если угодно, «эго». (2) Но тому, что люди обычно называют своим Я, своей сущностью или личностью, невозможно дать четкого определения, выставить обоснованную общую оценку или выдать табель успеваемости. У вас могут быть хорошие и плохие качества или черты, которые помогают или мешают добиваться целей и быть счастливым, а также определяют отношение – ответственное или безответственное – к другим людям. Но вы, или ваше Я, на самом деле не являетесь ни хорошим, ни плохим. (3) Когда вы даете себе общую оценку или обладаете «эго» в обычном смысле этого слова, то получаете от этого определенную выгоду. Однако в целом это приносит гораздо больше вреда, чем пользы и отвлекает вас на довольно глупые цели, которые заводят в тупик. Большая часть психологических «расстройств» или невротических «симптомов» прямо или косвенно является результатом глобальной оценки себя и других людей. (4) Следует сопротивляться тенденции оценивать свое Я (свою «сущность», свою «целостность»), смещая акцент на оценку своих поступков, черт характера, качеств, характеристик и достижений.
Другими словами, лучше снижать важность того, что мы обычно называем «эго», и уделять больше внимания тем его сторонам, которые делают нас любознательными, помогают выбирать то, что нравится, и избегать того, что не нравится, а также наслаждаться тем, что вы исходя из своего опыта определяете как «хорошее для себя и вашей социальной группы».
Еще более конструктивно проблема самооценки решается с помощью двух подходов, которые можно назвать элегантным и неэлегантным. Неэлегантное решение заключается в том, что вы даете себе субъективное, но практичное определение: «Я принимаю или оцениваю себя как хорошего, потому что я существую». У этого категоричного и спорного предположения много преимуществ и мало недостатков. С его помощью вы сможете развить в себе чувства самопринятия и самоуважения, а значит, почти добьетесь желаемого результата: пока вы его придерживаетесь, то вряд ли будете считать себя никчемным или бесполезным человеком.
Следующее предположение решает поставленную задачу более элегантно: «Я осознаю, что живу, но не являюсь ни „стоящим“, ни „бесполезным“ человеком. Мне следует оценивать свои качества и поступки, но не свое Я, свою сущность и суть. Я полностью принимаю себя, а говоря иначе, выбираю жить, быть счастливым и сводить ненужную боль к минимуму. Для того чтобы оценивать себя, мне нужны только эти знания и выбор, и ничего больше».
Другими словами, в вашей власти начать оценивать только свои поступки и действия (мысли, чувства и поведение), считая их «хорошими», когда они способствуют вашим целям и соответствуют вашим ценностям, и «плохими», когда они идут вразрез с вашими личными и общественными устремлениями и установками. При этом вы можете совсем отказаться от оценки своего Я, своей сущности или целостности. Да, совсем!
В рамках рационально-эмоционально-поведенческой терапии мы рекомендуем второе решение, потому что считаем его более честным и применимым к жизни. Кроме того, оно реже, чем первое, приводит к затруднениям философского порядка. Но если вы совершенно не представляете себе жизни без самооценки, то мы предлагаем вам оценивать себя как «хорошего» просто потому, что вы живы. Такой «эгоизм» будет только на пользу!"
https://t.me/psy_anticap/36
-------------------------------------------
Поскольку Эллис начинал свой путь психотерапевта в качестве психоаналитика, неудивительно, что на его взгляды оказали сильное влияние идеи таких психоаналитиков, как Карен Хорни и Альфред Адлер. Однако Эллис впоследствии разошёлся во взглядах с психоанализом, и в результате, по утверждениям авторов и сторонников, РЭПТ является гуманистической формой терапии10, следствием чего стал один из основных терапевтических принципов РЭПТ — безусловное принятие («безусловное позитивное отношение» в терминологии К. Роджерса) терапевтом клиента как личности при сохранении критичного отношения к его негативным поступкам. (Википедия)
А. Эллиса нередко относят к числу наиболее влиятельных психотерапевтов.