Львы, газели, борьба за выживание и прочие метафоры апологетов капитализма. Метафоры, которыми мы живем. Михаил Мишустин цитирует американского журналиста Томаса Фридмана: «Каждое утро в Африке просыпается газель. Она должна бежать быстрее льва, иначе погибнет. Каждое утро в Африке просыпается лев. Он должен бежать быстрее газели, иначе умрет от голода. Не важно, кто ты - газель или лев, когда встает солнце, нужно бежать. В госуправлении все именно так. Бездействовать и ждать недопустимо». Источник https://tvzvezda.ru/news/20234261056-8Hiex.html Для того, чтобы подчеркнуть необходимость умения действовать быстро и эффективно в меняющемся мире, вероятно, можно было бы использовать и другие метафоры, в том числе из мира природы. В данном случае эта метафора — о львах и газелях - говорит скорее о социал-дарвинистском мировоззрении. Томас Фридман известен как автор книги «Плоский мир» и трёхкратный лауреат Пулитцеровской премии, он — один из современных апологетов капитализма. Метафоры, которыми мы пользуемся, могут немало рассказать о нашем мировоззрении и нашей психологии, в том числе и о наших проблемах, что используется в некоторых направлениях психотерапии. В случае метафоры «Фридмана-Мишустина» один из интересных вопросов состоит том, а с идентифицируют себя ее любители — со львом или с газелью? Кроме того, социал-дарвинистские метафоры, а также метафоры, где какие-либо сферы человеческой деятельности понимаются как постоянная борьба или даже война, где есть только победители и проигравшие, могут приобретать характер самоисполняющего пророчества (https://vk.com/wall-111877082_1762) и принимать участие в конструировании социальной реальности (особенно часто тут используется биологизаторство). Дж. Лакофф, известный исследователь метафор и метафорического мышления, предупреждает - «Метафоры способны убивать». В книге Дж.Лакоффа и М.Джонсона "Метафоры, которыми мы живем" излагаются основы когнитивного подхода к метафоре - языковому, когнитивному и культурному феномену. Обсуждаются как научные аспекты изучения этого феномена в лингвистике и философии, так и роль метафоры в современном обществе, в повседневном общении между людьми. Особое внимание обращается на возможности использования метафоры как средства познания действительности, как инструмента организации опыта человека, структурирования его знаний о действительности. «Для большинства людей метафора — это поэтическое и риторическое выразительное средство, принадлежащее скорее к необычному языку, чем к сфере повседневного обыденного общения. Более того, метафора обычно рассматривается исключительно как принадлежность естественного языка — то, что относится к сфере слов, но не к сфере мышления или действия. Понятия, управляющие нашим мышлением, вовсе не замыкаются в сфере интеллекта. Они управляют также нашей повседневной деятельностью, включая самые обыденные, земные ее детали. Наши понятия упорядочивают воспринимаемую нами реальность, способы нашего поведения в мире и наши контакты с людьми. Наша понятийная система играет, таким образом, центральную роль в определении повседневной реальности. И если мы правы в своем предположении, что наша понятийная система носит преимущественно метафорический характер, тогда наше мышление, повседневный опыт и поведение в значительной степени обусловливаются метафорой. Однако понятийная система отнюдь не всегда осознается нами. В повседневной деятельности мы чаще всего думаем и действуем более или менее автоматически, в соответствии с определенными схемами. Что представляют собой эти схемы, для нас совсем не очевидно. Метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сама процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Именно это имеем мы в виду, когда говорим, что понятийная система человека упорядочивается и определяется метафорически. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека. Споры ведутся по определенным моделям. Это означает, что мы делаем одни ходы и не делаем другие. Тот факт, что мы осмысливаем споры частично в терминах сражения, системно обусловливает и саму форму спора, и способ обозначения наших ходов. Поскольку метафорическое понятие системно, системен и язык, используемый для его раскрытия. … Утверждение о том, что концептуальные метафоры охватывают всю сферу человеческого опыта и обладают значимым когнитивным потенциалом, на сегодняшний момент подкрепляется многочисленными исследованиями концептуальной метафоры, охватывающими практически большинство сфер человеческой деятельности». «Политические и экономические идеологии формируются на основе метафор. Как и любые другие метафоры, политические и экономические метафоры могут скрывать определенные аспекты реальности. Но в обла­сти политики и экономики метафоры значат больше, так как они ограни­чивают рамки нашего существования. Скрывая существенное в политике и экономике, метафора может привести к деградации человека. Рассмотрим только один пример — метафору ТРУД — ЭТО РЕСУРС. Большинство современных экономических теорий — как капиталистиче­ских, так и социалистических — рассматривают труд как естественный ресурс или товар, сопоставляя его с сырьем, и говорят в одинаковых терминах о стоимости и запасах и труда, и ресурсов. Этой метафорой скрывается сущность труда. Не делается никаких различий между поня­тиями труда, значимого для человека, и труда, в котором роль человека принижена или игнорируется (dehumanizing labor). Во всей статисти­ке, посвященной труду, нет ни одной работы по значимому труду. Если мы принимаем метафору ТРУД — ЭТО РЕСУРС и допускаем, что цена ресурсов, определяемых таким образом, должна быть низкой, дешевый труд — наравне с дешевой нефтью — становится хорошим. Эксплуатация человеческих существ с помощью этой метафоры становится наиболее очевидной в странах, которые гордятся «фактически неисчерпаемыми запасами дешевой рабочей силы». Это как бы нейтральное утверждение из области экономики скрывает реальность человеческой деградации. Но фактически все крупные индустриальные страны — капиталисти­ческие или социалистические — используют ту же метафору в своих экономических теориях и политике. Бездумное принятие метафоры мо­жет скрыть реальность деградации, относится ли это к бессмысленности работы белых и синих воротничков, поставленной на индустриальную основу в «развитых» обществах, или к фактически все еще существую­щему рабству». Книга https://cloud.mail.ru/public/ehYM/xhxweenya Отдельная статья: Дж.Лакофф. Метафора и война. Система метафор для оправдания войны в Заливе. «Существует бессознательная система метафор, которой мы пользуемся для понимания реальности. Что делает метафора? Ограничивает то, что мы замечаем; выдвигает на первый план то, что мы видим, и частично представляет дьявольскую структуру, с которой мы сосуществуем. Из-за проникновения метафоры в сознание, мы не всегда можем обсуждать реальность в исключительно точных категориях. Не существует способа избежать метафоризации мышления, особенно в сложных случаях, таких как проблемы внешней политики. Я, таким образом, не возражаю против использования метафоры как таковой в дискурсе внешней политики. Мои возражения, в первую очередь, направлены против отрицания присутствия метафоры в дискуссиях о внешней политике, и, во-вторых, против неспособности понять, что скрывают метафоры, и в третьих, против неспособности образно мыслить о том, что новые метафоры могут быть более милосердными. Мы должны уделять больше внимания механизмам метафорического мышления, в особенности потому, что такие механизмы обязательно используются в дискуссиях о внешней политике, и потому, что метафоры, подкрепленные бомбами, способны убивать». В статье рассматриваются Метафорические системы Система ГОСУДАРСТВО КАК ИНДИВИД СКАЗКА О СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЕ Метонимия "ПРАВИТЕЛЬ КАК ГОСУДАРСТВО" Метафоры системы ТОРГОВЛИ Метафора Клаузевица "война - это политика, проводимая другими средствами" и пр. http://www.philology.ru/linguistics1/lakoff-06.htm "Метафоры, которыми мы живем" Оглавление : 1 Концепты, которыми мы живем 2 Системность метафорических концептов 3 Системность в метафорах: высвечивание и затемнение 4 Ориентационные метафоры 5 Метафора и непротиворечивость культуры 6 Онтологические метафоры 7 Персонификация 8 Метонимия 9 Свидетельства против согласованности систем метафор 10 Некоторые дополнительные примеры 11 Фрагментарность метафорического структурирования 12 На чем основывается наша понятийная система? 13 Основание структурных метафор 14 Категория причинности: непосредственный опыт и метафорическое осмысление 15 Согласование в структурировании опыта 16 Согласованность метафор 17 Сложные случаи согласования между метафорами 18 Некоторые следствия для теорий понятийной структуры 19 Определение и понимание 20 Как метафоры привносят в форму значение 21 Новый смысл 22 Создание сходства 23 Метафора, истина и действие 24 Истина 25 Мифы объективизма и субъективизма 26 Миф объективизма в западной философии и лингвистике 27 Как метафоры показывают ограниченность мифа субъективизма 28 Неадекватность мифа субъективизма 29 Альтернатива эмпиризма: новое звучание старых мифов 30 Понимание Статьи к теме: И. Бауэр: Социобиологическая научная фантастика, или: Почему гены не эгоистичны https://vk.com/@redpsychology-i-bauer-sociobiologicheskaya-nauchnaya-fantastika-ili-pochem https://vk.com/@redpsychology-i-bauer-princip-chelovechnosti-pochemu-my-po-svoei-prirode-s