"Россия – чемпион Европы по сильному индивидуализму («волчьему», как ещё иногда говорят социологи), 30% россиян – носители такой жизненной установки. Рядом с нами наши духовные братья венгры, 29%. Сравните этот показатель с 9% в Швеции". - Телеграм канал Толкователь. https://t.me/tolk_tolk/15810 https://t.me/tolk_tolk/15816 https://t.me/tolk_tolk/15817 Подробнее о самом исследовании: ЗА ПРЕДЕЛАМИ «ЧЕЛОВЕКА СОВЕТСКОГО». РОССИЯНЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦЕННОСТНОЙ ТИПОЛОГИИ. Владимир Магун, Максим Руднев (НИУ ВШЭ, Москва, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва). Статья опубликована в сборнике "Демонтаж коммунизма. Тридцать лет спустя". «Фиксируя нарастание проиндивидуалистических ценностных изменений в российском обществе, социологи Магун и Руднев особо подчёркивают несовпадение этих тенденций с «пропагандистскими идеологемами, приписывающими россиянам особую склонность бескорыстному альтруизму, коллективизму, соборности». Реалии постсоциалистической трансформации в нашей стране способствовали укреплению именно агрессивного адаптационного индивидуализма». Тут также имеет смысл говорить и об атомизации российского общества, и о массовом неверии в помощь государства в кризисной для человека ситуации». "В общем, в России детей на «волчат», на сверхиндивидуализм учат в основном родители. И это логично: родителям самой природой предназначено заботиться о потомстве. «Волчонком», а потом «волком» детям будет легче жить в нашем обществе – так они желают добра своему потомству. Постматериалистические же ценности сотрудничества, альтруизма могут себе позволить только высокоресурсные семьи, которым с детства предназначено тёплое место без конкуренции и иерархий (но таких мест немного, в основном в постиндустриальной экономике или рантье), а ещё лучше – на Западе, после учёбы там. И тут возникает ещё второй вопрос. Сейчас начальство пытается прививать детям «соборность» через возрождение пионерии, комсомолии, воентотрядов, «помощь нашим ребятам». Но как это сочетать со сверхиндивидуализмом? Карьеру в комсомолии сделают немногие, остальным придётся жить всё равно в «волчьем» обществе. Доброту в нашем обществе считают за слабость, улыбку и смех – за вызов. Да и из начальства никто не собирается меняться – добреть, великодушествовать, самим жить по-соборному. Наоборот, мы видим, что оно день ото дня только ожесточается к пролам. Дети будут психологически ломаться от такого диссонанса – от того, чему учат родители и сама жизнь за порогом и деклараций начальства о коллективизме и соборности. Работа психотерапевтам и психиатрам обеспечена". ---------------------------------------- Эта ситуация все более походит уже не просто на диссонанс, а на даблбайнд. Сложно также не заметить, что родители как правило являются всего лишь проводниками влияния всей социальной системы. Другое исследование: КАПИТАЛИЗМ И ПСИХОЛОГИЯ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка. А.В. Юревич, М.А. Юревич/ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ РАН. «Институтом психологии РАН разработан Композитный индекс психологического состояния общества, а выявленная на его основе динамика психологического состояния современной России, рассмотренная ранее (Юревич, 2009) и подвергнутая дальнейшему мониторингу… Институтом психологии РАН был проведен экспертный опрос, направленный на выявление динамики психологического состояния нашего общества. Экспертам было предложено в анкетной форме оценить его психологическое состояние в 1981, 1991 (до распада СССР), 2001 и 2011 гг. ... Если произвести сравнение состояния нашего общества в двух крайних точках рассмотренного временного континуума — в 1981 и в 2011 г., то произошло нарастание всех без исключения негативных параметров и снижение подавляющего большинства позитивных. ... По абсолютному значению показателей наиболее рельефными оказались такие негативные характеристики нашего общества, как агрессивность, алчность, апатия, безыдейность, бесправие, беспринципность, бесцеремонность, враждебность, грубость, жестокость, ксенофобия, ложь, мафиозность, меркантильность, наглость, насилие, невоспитанность, пустословие, сквернословие, хамство и эгоизм, а самыми выраженными из них — меркантильность (8,32), алчность (8,29) и эгоизм (8,03). Из положительных характеристик наибольшие «потери» понесли альтруизм, бескорыстие, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, добросовестность, доброта, доверие, законопослушность, интеллектуальность, интеллигентность, культура, надежность, нравственность, патриотизм, порядочность, психологическая безопасность, скромность, сочувствие, спокойствие, тактичность, честность и человечность. Самая большая разница значений 1981 и 2011 гг. была обнаружена по параметрам бескорыстия (3,98), психологической безопасности (3,92) и скромности (3,85). https://vk.com/wall-111877082_558 https://redpsychology.wordpress.com/2013/12/05/%d0%ba%d0%b0%d0%bf%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%b7%d0%bc-%d0%b8-%d0%bf%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8f-%d1%80%d0%be%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%b9%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%be/ полностью на сайте Института философии РАН https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/Yurevich_2012.pdf --------------------------------------------- О решающей роли влияния ситуации (контекста, среды, системы) на поведение человека. 1. Росс Л., Нисбетт Р. "Человек и ситуация. Уроки социальной психологии". 2. Филип Зимбардо "Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев". https://vk.com/wall-111877082_1784 Обыденный диспозиционизм и фундаментальная ошибка атрибуции (Росс, Нисбет). Там же о Выведении диспозиций из поведения, порождаемого ситуацией и неспособности принять в расчет вынужденный характер поведения (мы покажем, что люди: (1) выводят заключения о диспозициях из поведения, явно порожденного ситуацией, (2) не замечают существенно важных факторов ситуационного контекста и (3) делают чрезмерно уверенные предсказания при наличии небольшого объема информации, касающейся черт личности...) https://vk.com/@redpsychology-obydennyi-dispozicionizm-i-fundamentalnaya-oshibka-atribucii Стэнли Милгрэм. Как хороший человек становится негодяем. Эксперименты о механизмах подчинения. Индивид в сетях общества. (плюс ссылки на другие статьи) https://vk.com/wall-111877082_1870

Теги других блогов: россия социология индивидуализм